11 ноября состоялась презентация книги Валентины Васильевны Бибиковой «Преподавание родных языков в школах Енисейского Севера в 20–30-е годы XX века». В основу издания легло масштабное исследование архивных документов и материалов формирования образовательного пространства на Красноярском Севере в те далекие годы.
Как призналась Валентина Васильевна, эта книга стала для нее «неожиданным дитём», рождение которого стало возможным благодаря настойчивости директора Издательского дома «Сибирские промыслы» Николая Шкарева и редактора Елены Костиковой.
Собравшимся на презентацию гостям открылись яркие страницы истории создания письменности коренных народов, появления первых национальных школ, снаряжения первых учительских экспедиций.
Особый интерес вызвала демонстрация первых букварей на латинице и кириллице и книг для чтения, разработанных крупнейшими этнографами СССР. Среди них – 16-страничный тунгусский букварь священника Стефана Константиновича Попова и более методически продвинутая азбука Николая Петровича Григоровского для остяко-самоедов, где впервые применялся слоговой метод чтения. Любопытно, что в первых учебниках уже были слова, описывающие быт тундры, но еще не появились понятия «школа», «класс» или «учитель».
Автор отдельно отметила, что импульс развитию образования дала революция 1905 года, а ключевую роль в создании письменности для северных народов сыграл Народный комиссариат по делам национальностей.
Особое очарование учебникам придавали иллюстрации: не только профессиональные работы художника Иссидора Ароновича Француза, но и детские рисунки, которые сегодня имеют не только художественную, но и огромную этнографическую ценность.
Эта книга – не просто сборник фактов и документов. Это живой рассказ о людях, чей энтузиазм проложил дорогу знаниям в бескрайнюю тундру, создал письменность для народов Севера.